
С каждым годом киберспортивные турниры набирают все больше популярности. Игроки становятся известнее и богаче традиционных спортсменов. Несмотря на это пока киберспорт не включен в список олимпийских дисциплин. Хотя у него огромная аудитория зрителей и фанатов. Так что развитие этого вида спорта только начинается, и сегодня киберспорт в Олимпийских играх — уже не мечта игроков, а предстоящая реальность. Известно, что первый олимпийский турнир должен пройти в 2027 году.
История и развитие киберспорта
У киберспорта длинная и интересная история. Все начиналось с локальных турниров в компьютерных клубах крупных городов. И постепенно такие соревнования превратились в международные, за которыми следят сотни тысяч зрителей по всему миру.
Первые серьезные турниры стали проводить в конце 90-х годов. А профессиональные команды и лиги образовались примерно в конце 2000-х. Сегодня киберспортсменов спонсируют известные компании, меценаты и бизнесмены.
Индустрия продолжает расти — возникают новые дисциплины, команды и турниры. Они отличаются уровнем сложности, призовыми фондами и дальнейшим развитием. В качестве демонстрационной дисциплины киберспорт был впервые представлен на Азиатских играх в 2018 году, а в 2022 уже полноценно был в их программе. Это стало важным шагом к дальнейшему развитию — турниры киберспорта стали проводится во многих странах.
В 2023 году будущее киберспорта определилось. Тогда в Сингапуре состоялась первая Олимпийская неделя киберспорта, которую организовала МОК. Об этом сообщали многочисленные международные СМИ. Соревнования включали несколько дисциплин, команды привлекли новых инвесторов. А сами фанаты поняли, что обязательно должен присутствовать киберспорт в Олимпийских играх. Но для этого необходимо пройти сложную и многоступенчатую процедуру согласования с различными международными организациями.
Первые шаги к Олимпийским играм
С момента проведения турниров в Сингапуре киберспорт в Олимпийских играх стал неизбежным будущим. МОК уже делает первые шаги в эту сторону и подготавливает все страны-участницы к предстоящему мероприятию.
Но этот процесс занимает много времени, так как киберспорт на Олимпийских играх должен обладать такими же правами, как и другие виды спорта. Процедура внедрения киберспортивных турниров осуществляется в несколько этапов:
-
Выбор дисциплин. Увидеть киберспорт в Олимпийских играх можно только после выбора и внедрения подходящих дисциплин. Соревнования должны быть зрелищными, интересными и напряженными. Именно поэтому выбирать скучные игры с долгими раундами нельзя. Подойдут дисциплины с яркой графикой, динамичным сюжетом или зрелищной боевкой.
-
Разработка стандартов проведения соревнований. Как и любой вид спорта, киберспорт на Олимпийских играх должен проводиться в соответствии с установленными правилами и стандартами. Должны быть установлены определенные запреты на некоторые действия игроков, созданы команды для контроля поведения матчей.
-
Обеспечение честной конкуренции. Международный комитет должен обеспечить честное проведение соревнований. Только так киберспорт в Олимпийских играх будет достойным внимания. То есть, команды должны быть поделены по уровню подготовки, дисциплины должны быть одинаковыми, чтобы все игроки смогли показать себя во всей силе.
-
Контроль за использованием допинга. Как и любой вид спорта, киберспорт на Олимпийских играх может быть связан с несанкционированным использованием запрещенных допинговых препаратов. Необходимы специальные комитеты, которые будут это контролировать. Допускать игроков, которые прибегают к допингу, к соревнованиям нельзя.
-
Привлечение инвесторов и спонсоров. Если будет киберспорт признан дисциплиной Олимпийских игр, потребуется помощь инвесторов для проведения турниров. Их вложения необходимы для покупки подходящего оборудования и подготовки рабочих мест для всех участников команд. Без мощных компьютеров олимпийский киберспорт просто будет невозможно провести.
-
Организация рекламной кампании. Однозначно можно сказать, что в будущем киберспорт олимпийский вид спорта, так что в его поддержку будут проводить рекламные кампании. Это привлечет внимание как зрителей, так и новых спонсоров, а также будущих спортсменов.
-
Формирование достойного призового фонда. Так как будущее киберспорта тесно связано с Олимпиадой, то организаторам также важно продумать призовой фонд для победителей. Обычно призеры Олимпийских игр получают медали, а также ценные призы от спонсоров и денежные выплаты.
Насколько известно, в Париже в Олимпийские игры 2024 киберспорт не был включен. Но вместо этого проводились демонстрационные соревнования. Они помогли будущим участникам понять, к чему им необходимо готовиться и какие дисциплины для этого выбирать.
Какие турниры будет включать Олимпиада
Сегодня киберспортивные турниры проводятся практически по всему миру. Из принимающих стран следует выделить Саудовскую Аравию, Россию, Китай, США и некоторые европейские государства. Чаще всего на соревнованиях доступны следующие дисциплины:
-
Dota 2.
-
League of Legends.
-
CS:GO.
Каждый турнир транслируется на онлайн-платформах, и за ним наблюдают сотни тысяч, а то и миллионы зрителей. На основании этих фактов можно сказать, что с каждым годом набирает популярность киберспорт Олимпийские игры от его включения в программу только выиграют.
В некоторых турнирах призовой фонд превышает 40$ млн, поэтому побороться за него пытаются многие команды. Благодаря этому киберспорт давно стал одной из самых прибыльных индустрий.
Появиться киберспорт в Олимпийских играх может только в том случае, если организаторы выберут дисциплины, которые соответствуют ценностям соревнований. Международный комитет в первую очередь рассматривает внедрение симуляторов популярных видов спорта — виртуального футбола, баскетбола, хоккея гонок. Но сами потенциальные участники и их фанаты считают, что киберспорт на Олимпийских играх должен быть адаптирован под международные турниры. То есть, стоит включить такие дисциплины, как League of Legends, CS:GO и другие. Именно они набирают больше зрителей и привлекают инвесторов. Хотя в летние Олимпийские игры 2024 киберспорт не включали, демонстрационные турниры проводились по виртуальному спорту, а не популярным играм.
Будущее киберспорта в Олимпийской программе
Один из основных аргументов в пользу включения киберспорта в Олимпиаду — его популярность. Аудитория зрителей у него уже практически такая же, как и у футбола. Кроме того, МОК в 2023 проводила Olympic Esports Series, так что первые шаги в будущее киберспорта уже сделаны.
Но основная проблема заключается в том, что некоторые дисциплины могут противоречить принципам Олимпийских игр, которые пропагандируют единство и мир. Это в первую очередь касается шутеров, где кровавые убийства составляют большинство сцен и механики. Именно это отодвигает тот момент, когда будет киберспорт признан дисциплиной Олимпийских игр.
На самом деле у киберспорта есть два варианта развития в составе Олимпиады. Первый — это постепенное его внедрение в игры. Отдельные турниры киберспорта могут проводиться под строгим контролем МОК, чтобы детальнее изучить их специфику. Соревнования могут проходить параллельно играм, как это было с Olympic Esports Series. Таким образом будет постепенно развиваться киберспорт олимпийский вид спорта ближайшего будущего. В результате программа будет включать симуляторы традиционных видов спорта, а также некоторые стратегии.
Второй вариант — олимпийский киберспорт может стать отдельным видом соревнований. Таким образом проводятся Юношеские игры или Паралимпиада. Это позволит сочетать традиционные олимпийские ценности и принципы со спецификой киберспорта. При этом шутеры в любом случае будут исключены из Олимпиады.
Процедура включения киберспорта в Олимпиаду
Появиться киберспорт в Олимпийских играх может только после долгой процедуры внедрения, которая может занять около пяти-семи лет. Для достижения этой цели необходимо пройти следующие этапы:
-
Признание киберспорта Международным олимпийским комитетом. Официально признанным киберспорт на Олимпийских играх станет только после того, как он начнет соответствовать принципам Олимпиады, а также начнет развиваться с участием и помощью национальных федераций. МОК должен проследить за тем, чтобы у киберспорта было структурированное управление, которое будет заниматься судейством, антидопинговой политикой и организацией соревнований.
-
Создание Международной федерации. После того, как будет киберспорт признан дисциплиной Олимпийских игр, потребуется создание Международной киберспортивной федерации. Организаторы Олимпиады сотрудничают с федерациями, которые представляют определенные виды спорта — ФИФА, НБА и другими. Именно поэтому должна быть организация, которая регулирует все вопросы по киберспортивным дисциплинам и турнирам. Тогда олимпийский киберспорт будет соответствовать всем стандартам и сможет взаимодействовать с другими федерациями.
-
Проведение тестовых турниров. Так как Олимпийские игры 2024 киберспорт включали как тестовую программу, важно провести еще несколько демонстрационных соревнований. Как показательный вид спорта турниры киберспорта можно провести уже в следующую Олимпиаду. После этого можно провести аналитику возможностей организации соревнований, соответствия установленным стандартам и интереса со стороны зрителей.
-
Внесение в олимпийскую программу. После прохождения всех предыдущих этапов МОК включает киберспорт в состав программы Олимпиады. Далее нужно будет определить дисциплины, которые можно использовать. Они должны соответствовать принципам игр, но при этом вызывать интерес у публики. Последнее, что останется сделать, это организовать квалификационные соревнования, которые обеспечат честное участие для всех игроков.
Только после прохождения этой процедуры можно будет утверждать, что киберспорт олимпийский вид спорта. В рамках Олимпиады могут появиться 2-3 дисциплины, и постепенно их список будет только расширяться.
Влияние азиатских стран
Сегодня будущее киберспорта тесно связано со странами Азии. Эпицентром его развития можно смело назвать Японию, Китай и Южную Корею. Причем именно в Корее появились первые крупные лиги и такой вид спорта как киберспорт Олимпийские игры скорее всего первыми примут именно азиатских игроков. При этом Китай обладает самой крупной аудиторией зрителей и фанатов киберспортивных дисциплин. Япония присоединилась к другим азиатским странам немного позже, но она активно развивает мобильный киберспорт. Именно Азия спонсирует многочисленные команды и организовывает различные турниры.
В 2018 году киберспорт был включен в Азиатские игры в качестве тестовой программы, а в 2022 игроки уже получили официальные медали за призовые места. Именно это и начало активно развивать киберспорт Олимпийские игры также скоро будут включать его в программу. Азиатские страны активно способствуют тому, чтобы МОК внедрил игры в Олимпиаду, и предлагают интересные дисциплины, соответствующие раннее установленным принципам и стандартам.
Азиатские страны должны войти в Олимпийские игры в качестве киберспортивных команд. Ведь именно они задают новые тенденции и технологии, обеспечивают команды полноценной поддержкой. Невозможно переоценить вклад Азии в развитие киберспорта. И многие считают, что будет честно, если будущую федерацию возглавит президент из азиатской страны.
Киберспорт в арабских странах
Арабские страны, а в частности Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия, вкладывают большие суммы в развитие киберспорта. В этих государствах есть частные и государственные фонды, спонсирующие многочисленные турниры и команды. Они вкладывают миллиарды долларов в покупку нового оборудования и подготовку игроков.
Кроме того, именно арабские государства организовывают у себя серию турниров. И все соревнования отличаются высоким уровнем подготовки и масштабностью. Правительство даже включает киберспорт в национальные стратегии развития цифровых технологий. Это может подтвердить тот факт, что у киберспортивных турниров большое будущее. В ОАЭ даже действуют специальные центры подготовки будущих участников соревнований, а также тренеров, аналитиков и менеджеров команд.
Саудовская Аравия и ОАЭ уже успели установить тесные связи с МОК и различными спортивными федерациями. Это позволяет им быстрее интегрировать киберспорт в Олимпийские игры.
Финансовые вложения и поддержка киберспорта в арабских, азиатских, европейских странах и США способствуют тому, что уже через несколько лет он будет включен в Олимпиаду. А это отразится на всей истории мирового спорта, и изменения будут положительными — развитие технологий и их внедрение в программу может поменять многое в специфике Олимпийских игр.